Искусство ездить в дамском седле

На протяжении многих веков езда в дамском седле была наиболее женственным из всех способов верховой езды. История дамского седла берет свое начало в IX веке и окончательно сформировалось лишь к началу XX.

Вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, они могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Раннее боковое седло, такое, как у Анны Богемской, представляло собой плоское сидение с платформой для ног, известной как «planchette» («дощечка», фр.) и, в отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно. Часто лошадь, при этом, вел слуга.

Изобретение второго рога, за который дама держалась правой ногой, в XVI в. приписывается Екатерине Медичи. Таким образом, впервые в истории, дама в седле оказалась лицом вперед, хотя гравюры 1497 г. и 1504 г. Альберта Дюрера показывают дам в седлах, сидящих липом к линии движения задолго до изобретения второго рога Екатериной Медичи. Кто бы не был ответственней за новый дизайн, он означал более безопасное положение в седле, и давал женщинам возможность самостоятельно управлять своими лошадьми, позволяя им ездить с большей скоростью.

Королева Елизавета I Английская выезжала в дамском седле на церемониальные мероприятия, и как изображено на некоторых гравюрах, так же на соколиные охоты. Естественно, это «седло королев» стало считаться правильным для дамской езды, и леди, выезжавшие в мужских седлах осуждались за их недостаточную нравственность.

Ранние боковые седла были не-удобны как для лошади, так и для ездока, несмотря на богато украшенные попоны и другие драпировки. Практически не делалось усилий, чтобы закрепить седло - чаще всего были только хомут для закрепления на шее лошади и подхвостник. Седла строились на каркасе мужских седел и металлическая основа для рогов просто прикреплялась болтами спереди.

Седла конца XVIII - начала XIX вв. имели прямоугольную заднюю луку и широкие кожаные края для размещения объемных юбок амазонок того времени. Сидения седел в 1860-х гг. также были широкими, рассчитанных под многочисленные нижние юбки, но сужались вперед по направлению к рогам в своей «талии», в особенности они стали узкими в конце XIX века. Изобретение балансирующего ремня в 1820 г. сделало боковое седло более безопасным, и два рога, в течении 300 лет размещавшиеся на седле, стали тремя, когда в 1830-х в обиход был введен нижний «прыжковый рог» (изобретение приписывается французу Жюлю Пелье). Это добавление сделало дизайн седла более безопасным, чем когда-либо, и позволило женщинам присоединиться к охотам и даже делать прыжки.

К 1850-м седло с гремя рогами стало модным повсюду.

С середины XIX века внешний рог не используемый, в связи с введением прыжкового, постепенно стал уменьшаться в размерах, и к 1870 г. стал не более чем выступом. Примерно через десятиление он в целом исчез, хотя еще прошло некоторое время, прежде, чем сельские и провинциальные мастера восприняли новый дизайн и моду. Головка седла с вырезом под холку животного, устранявшая «задранное наверх» положение, появилась в 1875 г., но до конца века это нововведение не получило популярности.

Это позволило дамам последней четверти века участвовать в охотах наравне с мужчинами, в том числе в гоне животного и прыжках, иногда оставляя их далеко позади. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками. Как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако, императрица Австро-Венгрии Елизавета, шла наперекор всем правилам, оставляя всю охоту далеко позади и не объезжая, а перепрыгивая любые препятствия.

К этому времени седло почти достигло современного вида, красота уступила место функциональности, исчезли металлические украшения и вышивка, зато появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла, было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. Всадница сидела полностью параллельно и баланс лошади и всадницы совпадал.

Во время правления Эдуарда дамское седло перестало быть предметом роскоши, его дальнейшему распространению помешала лишь Вторая мировая война, но уже и 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды. В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют о большом интересе к этой ветке конного спорта.

Елена Коган